Поиск
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

СКАЗКА О ТРОЙКЕ - Шум, ярость и Наталка

Честно сказать, многообразию деятельности московского клуба «Дом» остается только завидовать в удивляться. Из скромного места досуга для столичных интеллектуалов «Дом» превратился настоящее средоточие нетрадиционной, элитарной культуры — музыкальной, в первую очередь. Проходящие там выставки, концерты и фестивали, не подходят под массовый, развлекательный стандарт, потому что превосходят его и по смысловой, философской насыщенности, и по красоте исполнения. "Домашние" акции среди моря разливанного масскульта возвращают фигуре художника, композитора, музыканта ее первоначально высокий статус.
Так и получается, что «Дом» и лейбл грамзаписи «Dom records», — некая резервация, где проживает определенное количество талантливых аборигенов. Важнейшее место здесь принадлежит, конечно же, тематическим фестивалям, именно поэтому трудно переоценить значение трех сборников, выпущенных «Dom records» — каждый из дисков соответственно построен на материале того или иного фестиваля. «Шум и ярость» — форум экспериментальной, шумовой музыки, «Глубокая глотка или опасные связки» — встреча разных школ вокала, наконец, «По ковру» построен на этническом материале.
В столь благодарном и бессребреническом по сути деле, которым является поддержка не
массовой, непопсовой музыки, трудно обойтись без помощи друзей — и они, со всей очевидностью, у «Дома» есть. Это заметно по всем трем сборникам. Из диска в диск переходят одни и те же названия и имена. То, что в другом месте могло бы быть недостатком, обращается в убедительное достоинство. Поражаешься тому, насколько разным .может быть, к примеру, ТОТ же НХА (Новый Художественный Ансамбль) из Челябинска. Эта легендарная группа ещё в незапамятные 1980-е играла оригинальнейшую музыку, каждое свое выступление обставляя как полный сюрпризов спектакль. То, что получалось в сумме— звучало и выглядело незабываемо. После смены системы многие тогдашние экспериментаторы ушли в небытие, однако у НХА запас жизненности оказался намного больше. В «Доме» челябинский ансамбль, судя по всему, желанные гости, по-прежнему не разучившиеся удивлять окружающий мир. На «Шуме и ярости» они исполняют, собственно, «Шум» — композиции, построенные на изощренном сочетании электроники, акустических инструментов и голоса Ольги Леоновой.
Ну а на «Глубокой глотке» НХА — главная услада. Феноменальное исполнение «Лестницы в небо» превращает расхожий хит 1970-х в великолепный погребальный гимн, где голос Оли Леоновой поднимается от нечеловечески низких обертонов к самому небу, к пению серебристых херувимов...
«Яростную» часть на первом диске исполняют другие герои советского психоделического подполья — «ЗГА» (Санкт-Петербург). Их музыка также звучала исключением из пафосных 1980-х, по большей части угрюмо, медлительно и угрожающе, как затянувшаяся звуковая галлюцинация. Но ЗГА способна самовыражаться гораздо динамичнее — на «Шуме и ярости» вместилось более 40 (!) их инструментальных пьес, весьма ярких и своеобычных. Впрочем, если «Шуму и ярости» свойственна какая-то формалистическая обособленность, то остальные два сборника звучат как «двойник», разнесенный по разным коробкам. И в «Глотке», и в «Ковре» преобладают фольклорные мотивы, густо смешанные с фриджазом и приправленные композиторским минимализмом. Там появляются самые экзотические альянсы: дуэт Мола Силлы и Владимира Волкова (Сенегал-Санкт-Петербург), ансамбль Степаниды Борисовой и Александра Емельянова (Якутия-Петербург—Москва), «Экова» (Алжир—Иран—Франция), ансамбль звезды нью-эйджа Саинхо Намчылак (Тува—Россия—Италия—Австрия). Поют-играют они затейл
иво и пестро — ковер есть ковер. Однако главная прелесть и радость — участие украинских артистов. Если точнее — галичан, не в упрек Киеву будь сказано, намного более продвинутых и в эстетическом, и в экспериментальном планах. Вещь с латинским названием «Viribus Unitis» исполнили Наталка Половинка и «Три я» (Юрий (саксофон и перкуссия), Юля (фортепиано) и Настя (флейта) Яремчук). Наталка — отменная актриса и певица, прима Львовского театра имени Леся Курбаса. Юрий Яремчук — одни из интереснейших восточноевропейских саксофонистов, непременный партнер Сергея Летова по весьма любопытному ансамблю «Три О». В своем «Вирибусе» прекрасная команда делает нечто совершенно языческое, напоенное силой природных, неукрощенных стихий. Дни и ночи, ветра и дожди и красавцы-молодцы переплетаются в завораживающей звуковой картине, и все это пронзительно пропевает-проживает чудная, обворожительная Наталка. В общем, за своих в мультикультурной «Дом»-компании не стыдно.
В целом, путь перечисления, составления реестра достопримечательностей этих сборников порочен, ибо, по совести, надо бы рассказать про каждого исполнителя, они все слишком уж своеобразны, непохожи и одаренны. Древнееврейские мотивы и горловое пение, «Шяманоиды», «Виртуальная ритуальность», «Подтокийские вечера» — трудно даже описать, как это все звучит. Звучит замечательно. Жаль, тираж маленький, один выход — заезжать в Москву и заходить в «Дом». У нас-то ведь своего «Дома» нет...

 

Автор:  Дмитрий ДЕСЯТЕРИК
Дата:  14 февраля 2002
Источник:  «День» # 29

Возврат к списку новостей