Поиск
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

4 октября / Саинхо Намчилак / Тува-Россия-Австрия

Презентация нового альбома «Портрет Идеалиста» / Авторская выставка ШАМАНИЗМ

Саинхо Намчылак – тувинская певица с невероятным тембром и  диапозоном голоса, покорившим Новый музыкальный мир. Произведения Саинхо находятся в широчайшей стилистической плоскости: от авангарда до drum'n'bass; и  изданы более чем на 10 лейблах по всему миру, при этом только на культовом ангилийском новоджазовом лейбле LeoRecords у Саинхо издано 10 альбомов.

Дмитрий Ухов (радио Культура) о Саинхо Намчылак:
У солистки ансамбля «Саяны» Саинхо Намчылак было все, чтобы стать звездой, – поистине уникальные вокальные данные, солидное академическое образование (Институт им. Гнесиных), наконец, экзотическая внешность представительницы национального меньшинства. Но Саинхо – после одной (и очень успешной) попытки завоевать поп-рынок (диск 1993 года Out of Tuva) – все-таки предпочла область экспериментального авангарда – ту, в которой когда-то начинала с новоджазовым ансамблем «Три О».

Кроме авангардного джаза, она попробовала себя и в феминистском театре, и в «экспериментальной звуковой поэзии», и даже в камерно-вокальной музыке. И почти все (кроме разве что собственно джаза) у нее получалось. Но в 2000 году итальянская независимая фирма Ponderosa неожиданно выпускает диск Саинхо с этнической поп-электроникой – Stepmother City. Точно выверенный коммерческий продукт имел успех – диск вышел еще и в виде ремиксов. И вот уже три месяца в большинстве европейских хит-парадов world music держится новый альбом тувинской вокалистки Who Stole the Sky? («Кто украл небо?»).

Музыкальный руководитель альбома Тони Бауэрс (экс- Simply Red) не идет дальше поп-эстетики: немного приглушенного acid jazz’a (Electric City), drum’n’bass’a (Digital Mutation) и фольклорного минимализма (Amidiral). Но настоящих ценителей новой музыки ждет сюрприз: последний трэк «Замок Майтрейи» длится не пять минут, как обозначено на обложке диска, а все двадцать – после паузы вдруг начинается этакая авангардная босса-нова. Причем почти без электроники – под рояль и народные инструменты. А поет Саинхо и «этнику», и новый джаз, и авангард так, как не умеет, кроме нее, никто.

Тексты к диску, посвященному Николаю Дмитриеву «Портрет Идеалиста», вышедшему на ЛЕО РЕКОРДЗ в 2009. Продюсер Саинхо Намчилак.

C Колей – мы все называли его Коля, хотя со временем на Западе он стал известен как Ник – мы познакомились на рубеже 70-х и 80-х. Он тогда вместе со своим другом и соратником Андреем Соловьевым издавал «Дело» — самиздатовский журнал, скорее даже фанзин, посвященный новому джазу. У нас в Ленинграде был «Квадрат» Ефима Барбана — толстый, солидный и полный серьезных наукообразных текстов об истории и теории нового джаза. «Дело» был ему полной противоположностью – веселый, стебовый, задиристый и дерзкий: постмодернистская атака на модернизм.

Чуть ли не в одиночку он сумел создать полноценную новоджазовую сцену в Москве – городе, который, в отличие от более либеральных Ленинграда и тем более Вильнюса, советская пропаганда любила называть тогда «образцовым коммунистическим городом». Ганелин-Тарасов-Чекасин, Курехин, Гайворонский—Волков – все играли на организованных им концертах. Я был очень рад появлению коллеги-соратника, который не жалел времени и сил на проведение концертов, фестивалей и турне и с энтузиазмом культуртрегера возил всевозможных западных музыкантов по городам и весям огромной России – в Архангельск, Свердловск, Красноярск, Новосибирск, Смоленск и Волгоград.  Он превратился в своеобразную отеческую фигуру, центр притяжения и всеобщего друга: десятки если не сотни музыкантов, журналистов или коллег-промоутеров ночевали на кушетке в кухне, а то и на полу в гостиной его московской квартиры.

Вскоре движение началось и в другую сторону, и Коля взял под свою опеку Оркестр Московских Композиторов, который благодаря его связям стал регулярным гостем европейских джазовых фестивалей. Затем вместе с Сергеем Курехиным он основал «Длинные руки» — первый на постсоветском пространстве лейбл, посвященный изданию исключительно новой экспериментальной музыки. И, наконец, появился «Дом» — настоящий дом всей новой музыки не только в Москве, но и во всей России. Честью выступить здесь считал для себя любой появлявшийся – чаще всего именно благодаря усилиям Коли – в Москве творческий музыкант: будь то Терри Райли или Полина Оливейрос, Питер Бротцманн или Хан Беннинк. Последние годы, наряду «Длинными руками» и «Домом» он придумал еще и Devotio Moderna – специальный фонд, посвященный музыке Владимира Мартынова.

Хоть и сам не музыкант, Коля стал символом новой музыки из России. Впрочем, он был подлинным художником: в каждое свое дело, будь-то концерт, фестиваль, тур, лейбл, статья, радио или телепередача он вкладывал и творческую энергию, и сердечное тепло. При этом он умудрялся оставаться человеком удивительно легким и дружелюбным, к нему невозможно было относиться без любви и уважения.

Его внезапная смерть в апреле 2004 года стала шоком. Возникшую пустоту, заполнить, казалось, будет невозможно. Но многие дела Коли продолжает его жена Люда. «Дом» по-прежнему остается домом для новой творческой музыки. «Длинные руки» продолжают издавать диски.

Музыка жива. Жив и Коля.
Александр КАН