Поиск
Авторизация
|
Длинные Руки - 201714-й Фестиваль новой музыки «Длинные Руки» “210 на троих”К юбилею Вячеслава Гайворонского, Владимира Тарасова и Владимира Чекасина Программа14 ноября «210 на троих» [новый джаз]
![]() Для Вячеслава Гайворонского, Владимира Тарасова и Владимира Чекасина 2017 год — юбилейный. 70 лет исполнилось Гайворонскому 19 июня, Тарасову — 29 июня, Чекасину — 24 февраля. Выступление такого трио — не просто редкое, а уникальное событие. Что произойдёт в этот вечер, остаётся интригой, в том числе и для самих музыкантов. 15 ноября К юбилею Вячеслава Гайворонского: ![]() Первый струнный квартет (1971) и композиции для струнного трио с трубой [новая академическая музыка]
Композиторская музыка Вячеслава Гайворонского, автора уникальной теоретической и практической системы ладов, объединяющей универсальные, внеисторические свойства разных музыкальных традиций, даже в Санкт-Петербурге исполняется нечасто. В первом отделении концерта прозвучит Первый струнный квартет (1971) Гайворонского, ещё не исполнявшийся в Москве. ![]() Вячеслав Гайворонский: "Всегда спорно автору раскрывать смысл задуманной музыки, ибо ассоциативный ряд каждого слушателя настолько разнообразен, что порой полностью противоречит восприятию автора. Для композитора, как и для слушателя, гораздо важнее очутиться вне зоны визуального или ментального восприятия при прослушивании музыки..." (из комментария композитора ко Второму струнному квартету, изданному лейблом Fancy Music). Во втором отделении – пьесы струнного трио с трубой, которое буквально в последние несколько месяцев снова стало активно репетировать, и Вячеслав Гайворонский называет этот проект в числе наиболее актуальных для него в данный момент. Эти пьесы порой описывают как некое столкновение эллинистического подхода (который воплощают струнные инструменты) с переживаниями современного человека, выброшенного из своей классической колыбели (эту роль берёт на себя труба Гайворонского с шипящими или говорящими призвуками). Вячеслав Гайворонский – композитор, трубач, музыкальный теоретик, педагог (среди его учеников – контрабасист Владимир Волков, а также композитор Александр Маноцков). Выступает то в трио с Волковым и Кондаковым, то со струнниками Песиным и Якубовским, и как автор симфонических обработок песен Гребенщикова, и с певцом Нилоем Асханом и таблистом Денисом Кучеровым, а иногда и с «патриархом русского нойза» Николаем Судником. Гайворонский – музыкант удивительно широкого жанрового диапазона и стилистического разнообразия, в его творчестве сочетаются традиции академической классики и фри-джаза, алеаторики и бибопа, джазовых стандартов и индийских раг, духовной музыки и фольклора. Музыканты знают его как автора уникальной теоретической и практической системы ладов, объединяющей универсальные, внеисторические свойства разных музыкальных традиций. Единый принцип организации ладов как основы для образования музыкальной ткани во всем множестве ее проявлений Гайворонский описал в книге «У врат храма». Некоторые произведения Гайворонского-композитора ещё ждут своего исполнения, в том числе опера и даже мюзикл. 16 ноября Hikashu (Япония) [авант-поп, авант-рок, авант-фри-рок] ![]()
Хикашу - один из наиболее известных и экстравагантных проектов знаменитого японского вокалиста-экспериментатора Коичи Макигами. Наполненная неповторимым японским колоритом, их музыка завоевала уже не одну страну. Коичи Макигами, бессменный лидер коллектива, начал свою карьеру в семидесятых годах, как актер театральной труппы TokioKidBrothers и лондонского Lumiere&Son. В это же время он и создал HIKASHU, самую популярную андеграундную группу современной Японии. Первый альбом Хикашу был записан еще в 1978 году, а новый альбом выходит 10 октября 2017. За почти 40 лет существования коллектив не раз распадался и воссоединялся, и на сегодняшний момент от первоначального состава остались только сам Макигами и гитарист Фриман. При этом с Макигами по-прежнему сотрудничают виртуознейшие музыканты, каждый из которых – полноправный участник этого полубезумного пародийно-китчевого коктейля истинно японского розлива. Макигами, признанный эксцентрик и мастер постмодернизма, в своем творчестве заходит на территории джаза, поп-музыки, рока, психоделии, фолка, исследуя их с особым чувством – наверное, именно оно и дает приставку «авант» всему вышеперечисленному. Он, как никто другой, умеет сделать из своего концерта настоящее шоу. Хикашу уже не первый раз выступают в Москве, и каждый их концерт становится ярким и незабываемым для столичных жителей. Это пародийно-китчевое действо не оставляет равнодушных и способно развеселить даже самых угрюмых слушателей. http://hikashu-as.blogspot.ru/ 17 ноября Jorma Tapio & Janne Tuomi; Lekkujad (Финляндия) [новый джаз, мировая музыка] ![]()
Йорма Тапио, игравший с Эдвардом Весала в его оркестре – сборной финского нового джаза Sound & Fury на протяжении всего времени существования этого коллектива, с середины 80-х до конца 90-х, серьёзный и бескомпромиссный музыкант, знаком постоянным посетителям Культурного Центра ДОМ. Со своей группой Kaski он приезжал сюда ещё в 2003, а последний раз – два с половиной года назад, тогда в составе Kaski были уже Симо Лайхонен и Вилле Раухала (ритм-секция Black Motor). На сей раз мы услышим его дуэт с барабанщиком и перкуссионистом Янне Туоми, и познакомимся с новой для нас стороной Йормы Тапио – его фольклорным проектом. Совместить в одном концерте народную музыку и свободный джаз, почувствовать их глубинную связь и внутреннее родство, – в данном случае, ещё и через личность исполнителя, – на эту идею Тапио живо откликнулся, признавшись, что для него нет никакой разницы в исполнении этих музык. Lekkujad ![]() Певица Кристиина Оланто исполняет традиционные карельские песни на исконном карельском языке, которому она научилась у родителей (они были родом из Суоярви), Йорма Тапио играет на всех своих флейтах и на других инструментах. С ними приезжает гитарист Юлиус Хейккиля, известный по воссоединённому Йормой Sound & Fury и раннему составу Kaski. В некоторых песнях к ним присоединится и Янне Туоми – он участник полного состава Lekkujad. Этот ансамбль, дебютный альбом которого вышел в этом году, вырос из дуэта Оланто и Тапио. Jorma Tapio & Janne Tuomi Дуэт Йормы Тапио с одним из наиболее востребованных в Финляндии мастеров игры на ударных инструментах, как во фри-джазе, так и в академической музыке, – Янне Туоми. В их музыке, однако, тоже слышны этнические влияния (а внимательный слушатель вспомнит, что они были заметны и в концерте Jorma Tapio & Kaski). Дебютный альбом дуэта Тапио-Туоми вышел на лейбле Karkia Mistika Records в прошлом году. http://www.jormatapio.com/tapio--tuomi-duo.htmlВыставка плакатов:
Благодарим за поддержку фестиваля:
Числа – это вещи. И другое… (14-й Фестиваль «Длинные Руки», культурный центр «Дом», 14-17 ноября) Фестиваль, изначально посвящённый памяти Николая Дмитриева, основателя «Дома» и (вместе с Сергеем Курёхиным) лейбла «Длинные Руки», в этом году проходит под знаком тройного юбилея. 70 лет исполнилось Вячеславу Гайворонскому, и двум Владимирам – Тарасову и Чекасину. «210 на троих», – как сформулировали это организаторы Фестиваля – вдова Дмитриева – Людмила и молодой (но уже не начинающий) продюсер Александр Пантюшков. Кроме того, что есть нечто безусловно жизнеутверждающее (чтобы не сказать по-афроамерикански – jubilee), основанное на ещё африканской по происхождению джазовой традиции : по дороге с кладбища похоронная процессия превращается в карнавальную. Так или иначе, но через увлечение джазом лежал путь Николая Дмитриева – между прочим, математика по образованию, преподавателя начертательной геометрии в ВУЗе – ко всей остальной музыке. И вот отнюдь не «странное сближение»: музыкально-философский трактат «У врат храма» юбиляра Гайворонского начинается с апологии чуть ли не пифагорейской «гармонии сфер» – как математики: «…Служение музыке, как и его естественный долг перед прошлым и будущим, является основным качеством, подсознательно познающим и насыщающим число». Впрочем, как тут не вспомнить Арнольда Шёнберга, говорившего о себе и Игоре Стравинском: «Для нас обоих числа – это вещи». Словами Шёнберга, наверное, можно было бы определить и музыку Гайворонского. Мы поражаемся разносторонности интересов маэстро (ещё и писатель, автор детских сказок), в какой-то момент отдавшего предпочтение медицине вместо того, чтобы получать консерваторский диплом и поехавший по распределению в Кемерово. Этот город Гайворонский и представлял на исторических «Симпозиумах по современной музыке», проходивших в новосибирском Академгородке в конце 1970-х (в дуэте с покойным барабанщиком Борисом «Бобом» Подлипьяном). Вот ещё пересечение: во время выступления у Подлипьяна то ли развинтилась, то ли обломалась стойка под тарелкой (или хай-хэтом?). И зрители увидели, как тут же к барабанщику, не торопясь, своей характерной походкой, приближается его коллега Владимир Тарасов с тарелкой (хай-хэтом?) в руке. Это равносильно тому, как актер вышел бы на сцену в костюме и гриме, но не в своём акте или даже спектакле. Тарасов невозмутимо закрепляет его и так же спокойно уносит ненужное. Уникальное трио – Вячеслав Гайворонский и два Владимира – Тарасов и Чекасин (т.е. 2/3 трио ГТЧ) открывает «Длинные Руки-2017». Чекасин и Гайворонский уже отмечали своё семидесятилетие. И вот «210 на троих». Напомню: больше, чем десятилетие в 1970-80-х гг. «Ленинградский дуэт» (Гайворонский-Владимир Волков) был единственным в нашей тогдашней стране творческим конкурентом «Ганелину-Тарасову-Чекасину» (ГТЧ). А что музыка? Музыка у них, как и у Стравинского с Шёнбергом, такая, в которой числа – это вещи. Именно поэтому Гайворонский свободно чувствует себя во всей музыке мира. Кажется, на музыкальной карте мира, составленной юбиляром за 4 десятилетия, уже не осталось белых пятен, начиная с хита «Ленинградского дуэта» – «Русских песен» и заканчивая советской попсой (трио с Волковым и Андреем Кондаковым). А между ними – без преувеличения – вся музыка мира. Одно только перечисление опубликованных «проектов» в дискографии Гайворонского скажет всё! Строгие, вполне академические квартеты – и постмодернистский гротеск «вторжений» в Баха, Моцарта и вообще прошлое (и будущее, как уверяет сам маэстро) музыки. Ну вот, например, идея присочинить к Хоральной прелюдии И. С. Баха текст. Но на… китайском языке! Идея, родившаяся независимо от американского пианиста-композитора Юри Кейна, который подобным же образом обошёлся с музыкой Густава Малера. В том числе и не гротескно-ироничное, а вполне «серьёзное» вторжение «Ленинградского дуэта» в японский культурный ареал – «Нецкэ» (так и не вышедшая в записи программа). Короче, Вячеслав Гайворонский – такая же уникальная в своём универсализме фигура в нашей музыке, какой был в её истории Дмитрий Покровский. И всё потому, что через всю тотальную (от романтической до саркастической) иронию нашего юбиляра просматривается формула «числа – это вещи». ***Япония – между прочим, последнее, почти романтическое, увлечение (чтобы не сказать больше) Николая Дмитриева и его лейбла «Длинные Руки». И Япония отвечала им взаимностью: через год после смерти основателя «Дома» именно в Японии прошёл «Dom Fes in Japan in the memory of Nikorai A. Dmitriev» (2005). Обратите внимание на это трогательное Nikorai – через “r”! Разве это не доказательство того, что «Никорая» в Стране восходящего солнца знали? Со слуха записывали его имя японскими азбуками (их – две). И в них ни звука, ни буквы “l” нет. На фестивале в токийском клубе «Бадди» были, что называется, все. И в их числе – вокалист Коичи Макигами, артист знаменитого лейбла Джона Зорна Tzadik. Макигами – в чём-то фигура, родственная Гайворонскому – постмодернистский абсурдист-экзистенциалист (исполнитель, фактически – соавтор - главной роли в опере японского ветерана авангарда Юдзи Такахаси «Кафка») – с одной стороны, и знаток этнических культур - от клезмеров до горлового пения – с другой. Регулярно бывает в Туве и на Алтае (т.е. местах, обозначенных Николаем Рерихом – между прочим, либреттистом «Весны священной» Игоря Стравинского – как Шамбала, но об этом – ниже) и, в свою очередь, привозит «горловиков» на свои фестивали. Не говоря уже об обеих столицах – Москве («Глубокая глотка») и Петербурге («АПозиция»). Во время фестиваля «Глубокая глотка» ровно 15 лет назад даже Макигами записал для «Длинных рук» диск с японским аккомпаниатором, с которым его свёл арт-директор «Дома». Творческий метод Коичи Макигами – вокальный театр одного певца-актёра того же амплуа и в стиле постмодернистского «кэмпа», который представляют и Яап Блонк, и Майя С. Ратхе, Шелли Хирш и Наталия Пшеничникова со своей московской труппой «Ла Гол». ***Евразия "Течения музыки Африки и Азии странно скрестились в Америке... и преображённые современной цивилизацией, ринулись в нашу жизнь" Это из эссе человека, который первым привёз джаз в нашу страну из Парижа (где прожил шесть лет), слова поэта. Оно опубликовано было в 1922 году в журнале «Вещь», который издавали в Берлине Илья Эренбург и Эль Лисицкий. В том же году дал два концерта «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». А в 1920 и 1921 году выходят два труда, сформулировавшие принципы так называемого «Евразийства» – «Европа и человечество» Н.С. Трубецкого и сборник «Исход к Востоку». Парнах прожил в Париже шесть лет, заподозрить его в связях с противоположными по взглядам евразийцами было невозможно (да и документов на этот счёт вроде бы нет). Но не знать о них Парнах не мог – их влияние так или иначе затронуло самых главных музыкантов русской диаспоры, тоже придерживавшихся скорее западнических взглядов – и в первую очередь, Игоря Стравинского. Что такое, как не предвосхищение евразийства, весь балет «Весна священная» на либретто Николая Рериха? Не в том, конечно, смысле этого слова, какое вкладывали в него потом сами евразийцы (включая нашего с вами старшего современника Льва Гумилёва). Вот и Парнах, может, и сам того не ведая, предвосхитил скрещение Африки и Азии здесь, т. е. в стране рериховской Шамбалы. «Длинные Руки-2017» – еще одно этому доказательство. Слева направо: Финляндия, Россия (+Балтия), Япония. Вы же знаете: Финляндия (и по языку) ведь тоже не столько Скандинавия/Европа, сколько – Евразия. Вот лишь один пример, который имеет прямое отношение к Нику Дмитриеву. Он был участником первого и уже легендарного «Всемирного фестиваля мировой музыки и джаза» в Абакане (1989, устроитель А.Н. Баташев, тогда тонко чувствовавший веяния времени, и даже определивший свою виртуальную автобиографию как «большой евразийский роман». Именно в Абакане мы почувствовали, что в европейском (чтобы не сказать – мировом) этническом джазе/роке финны – чуть ли не главные. Группа ветеранов прог-фолк-рока Piirpauke буквально ринулась к нам наводить мосты между Западом и Востоком. Именно благодаря Piirpauke (это, между прочим, карельское название острова посреди Ладожского озера) стало, наконец, ясно, что народные музыканты, скажем, из Техаса и Тувы, Дании и Монголии тогда могли найти общий язык, только если в реакции синтеза участвовал катализатор – джазовая импровизация. За это время world music, конечно, эволюционировала – и в сторону банальной попсы, и в направлении новой музыки. Лучшее доказательство тому – две финские программы Длинных рук-2017 в одном концерте. Как будто специально – в евразийскую тему: этническое воплощение одного и того же коллектива (в границах нового джаза, разумеется) – под названием Lekkujad – с певицей, прирождённой вокальной актрисой (как та же Наталия Пшеничникова) Кристииной Оланто. Опять евразийская связь: и у Кристиины, и у Йормы Тапио корни – из общих с Россией мест – Карелии. Заодно о преемственности: диск Lekkujad «Ищу работу» записывался с участием гитариста Пекки Нюланда (всё из того же Piirpauke). В последнюю минуту выяснилось, что и в финском концерте в «Доме» примет участие гитарист, по новоджазовым акциям «Дома» хорошо известный – Юлиус Хейккиля. Вдохновитель обоих финских проектов Йорма Тапио у нас тоже хорошо известен. Ещё летом 1991 года я вёл прямую трансляцию концерта легендарной сборной команды финского нового джаза Sound & Fury. (И вспомнил о ней, когда Дмитриев и Алексей Борисов искали название для своего фестиваля авант-электроники и нойза; конечно, это название романа У. Фолкнера «Шум и ярость», в свою очередь позаимствованное писателем из шекспировского «Макбета»). Бессменным фронтменом Sound & Fury был саксофонист Йорма Тапио. И даже через десять лет после смерти основателя сборной, барабанщика Эдварда Весала (он умер в 1999 году), воссоздал коллектив. Но не менее известны собственные «камерные проекты» саксофониста, в частности, дуэт с ударником Янне Туоми. Надеюсь, они воспроизведут хоть что-то из своей программы Matka («Путешествие»), которой гордились бы классики нового джаза – и Джон Колтрейн (вспомните его предсмертные дуэты с барабанщиком Рашидом Али), и Юзеф Латиф, основатель лирического этно-фолк-авангарда. Определение «камерный», впрочем, выбрано с целью напомнить, что Янне Туоми ещё и блестящий исполнитель академической музыки на ударных. Да ещё не забудем про Юлиуса Хейккиля, тоже члена нового состава Sound & Fury. В общем, 14-й Фестиваль новой музыки «Длинные Руки» – весьма компактный по сравнению со всеми прошедшими, и по количеству концертов, и по моножанровой направленности на новый джаз (за одним исключением – квартетного вечера с академической музыкой юбиляра Гайворонского), собирает всё таких же значительных «симфонических личностей» (определение вдохновителя евразийства Л.П. Карсавина). Но одной Евразией, учитывая афроамериканское происхождение джаза, отнюдь не ограничивается. Дмитрий Ухов, друг «Дома» ![]() Плакат Игоря Гуровича |