Поиск
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Длинные Руки - 2017

14-й Фестиваль новой музыки «Длинные Руки» “210 на троих”

К юбилею Вячеслава Гайворонского, Владимира Тарасова и Владимира Чекасина

Программа

14 ноября

«210 на троих» [новый джаз]

  • Вячеслав Гайворонский - труба
  • Владимир Тарасов - ударные, перкуссия
  • Владимир Чекасин - саксофоны, фортепиано, клавишные, электроника, вокал

Для Вячеслава Гайворонского, Владимира Тарасова и Владимира Чекасина 2017 год — юбилейный. 70 лет исполнилось Гайворонскому 19 июня, Тарасову — 29 июня, Чекасину — 24 февраля. Выступление такого трио — не просто редкое, а уникальное событие. Что произойдёт в этот вечер, остаётся интригой, в том числе и для самих музыкантов.


15 ноября

К юбилею Вячеслава Гайворонского:

Первый струнный квартет (1971) и композиции для струнного трио с трубой

[новая академическая музыка]

  • Вячеслав Гайворонский – труба, композиция
  • Владислав Песин – скрипка
  • Дмитрий Якубовский – альт
  • Евгений Пилипчук – виолончель
  • Мария Шкредова – скрипка

Композиторская музыка Вячеслава Гайворонского, автора уникальной теоретической и практической системы ладов, объединяющей универсальные, внеисторические свойства разных музыкальных традиций, даже в Санкт-Петербурге исполняется нечасто.

В первом отделении концерта прозвучит Первый струнный квартет (1971) Гайворонского, ещё не исполнявшийся в Москве.

Вячеслав Гайворонский: "Всегда спорно автору раскрывать смысл задуманной музыки, ибо ассоциативный ряд каждого слушателя настолько разнообразен, что порой полностью противоречит восприятию автора. Для композитора, как и для слушателя, гораздо важнее очутиться вне зоны визуального или ментального восприятия при прослушивании музыки..." (из комментария композитора ко Второму струнному квартету, изданному лейблом Fancy Music).

Во втором отделении – пьесы струнного трио с трубой, которое буквально в последние несколько месяцев снова стало активно репетировать, и Вячеслав Гайворонский называет этот проект в числе наиболее актуальных для него в данный момент. Эти пьесы порой описывают как некое столкновение эллинистического подхода (который воплощают струнные инструменты) с переживаниями современного человека, выброшенного из своей классической колыбели (эту роль берёт на себя труба Гайворонского с шипящими или говорящими призвуками).

Вячеслав Гайворонский – композитор, трубач, музыкальный теоретик, педагог (среди его учеников – контрабасист Владимир Волков, а также композитор Александр Маноцков). Выступает то в трио с Волковым и Кондаковым, то со струнниками Песиным и Якубовским, и как автор симфонических обработок песен Гребенщикова, и с певцом Нилоем Асханом и таблистом Денисом Кучеровым, а иногда и с «патриархом русского нойза» Николаем Судником. Гайворонский – музыкант удивительно широкого жанрового диапазона и стилистического разнообразия, в его творчестве сочетаются традиции академической классики и фри-джаза, алеаторики и бибопа, джазовых стандартов и индийских раг, духовной музыки и фольклора. Музыканты знают его как автора уникальной теоретической и практической системы ладов, объединяющей универсальные, внеисторические свойства разных музыкальных традиций. Единый принцип организации ладов как основы для образования музыкальной ткани во всем множестве ее проявлений Гайворонский описал в книге «У врат храма». Некоторые произведения Гайворонского-композитора ещё ждут своего исполнения, в том числе опера и даже мюзикл.


16 ноября

Hikashu (Япония)

[авант-поп, авант-рок, авант-фри-рок]

  • Макигами Коичи / Makigami Koichi – вокал, корнет, терменвокс, сякухати
  • Мита Фриман / Mita Freeman – электрогитара
  • Сакайде Масами / Sakaide Masami – бас гитара, электроника
  • Шимизу Казуто / Shimizu Kazuto – фортепиано, синтезатор, бас кларнет
  • Сато Масахару / Sato Masaharu – ударные, голос

Хикашу - один из наиболее известных и экстравагантных проектов знаменитого японского вокалиста-экспериментатора Коичи Макигами. Наполненная неповторимым японским колоритом, их музыка завоевала уже не одну страну.

Коичи Макигами, бессменный лидер коллектива, начал свою карьеру в семидесятых годах, как актер театральной труппы TokioKidBrothers и лондонского Lumiere&Son. В это же время он и создал HIKASHU, самую популярную андеграундную группу современной Японии. Первый альбом Хикашу был записан еще в 1978 году, а новый альбом выходит 10 октября 2017. За почти 40 лет существования коллектив не раз распадался и воссоединялся, и на сегодняшний момент от первоначального состава остались только сам Макигами и гитарист Фриман. При этом с Макигами по-прежнему сотрудничают виртуознейшие музыканты, каждый из которых – полноправный участник этого полубезумного пародийно-китчевого коктейля истинно японского розлива.

Макигами, признанный эксцентрик и мастер постмодернизма, в своем творчестве заходит на территории джаза, поп-музыки, рока, психоделии, фолка, исследуя их с особым чувством – наверное, именно оно и дает приставку «авант» всему вышеперечисленному. Он, как никто другой, умеет сделать из своего концерта настоящее шоу.

Хикашу уже не первый раз выступают в Москве, и каждый их концерт становится ярким и незабываемым для столичных жителей. Это пародийно-китчевое действо не оставляет равнодушных и способно развеселить даже самых угрюмых слушателей.

http://hikashu.tumblr.com/

http://hikashu-as.blogspot.ru/


17 ноября

Jorma Tapio & Janne Tuomi; Lekkujad (Финляндия)

[новый джаз, мировая музыка]

  • Jorma Tapio & Janne Tuomi
  • Йорма Тапио / Jorma Tapio – саксофоны, флейты, бас-кларнет
  • Янне Туоми / Janne Tuomi – ударные, перкуссия
  • Специальный гость: Юлиус Хейккиля / Julius Heikkila – гитары
  • Lekkujad
  • Кристиина Оланто / Kristiina Olanto – вокал
  • Йорма Тапио / Jorma Tapio – флейты, бас-кларнет, перкуссия, индийская фисгармония
  • Юлиус Хейккиля / Julius Heikkila – гитары
  • Янне Туоми / Janne Tuomi – ударные, перкуссия

Йорма Тапио, игравший с Эдвардом Весала в его оркестре – сборной финского нового джаза Sound & Fury на протяжении всего времени существования этого коллектива, с середины 80-х до конца 90-х, серьёзный и бескомпромиссный музыкант, знаком постоянным посетителям Культурного Центра ДОМ. Со своей группой Kaski он приезжал сюда ещё в 2003, а последний раз – два с половиной года назад, тогда в составе Kaski были уже Симо Лайхонен и Вилле Раухала (ритм-секция Black Motor).

На сей раз мы услышим его дуэт с барабанщиком и перкуссионистом Янне Туоми, и познакомимся с новой для нас стороной Йормы Тапио – его фольклорным проектом. Совместить в одном концерте народную музыку и свободный джаз, почувствовать их глубинную связь и внутреннее родство, – в данном случае, ещё и через личность исполнителя, – на эту идею Тапио живо откликнулся, признавшись, что для него нет никакой разницы в исполнении этих музык.

Lekkujad

Певица Кристиина Оланто исполняет традиционные карельские песни на исконном карельском языке, которому она научилась у родителей (они были родом из Суоярви), Йорма Тапио играет на всех своих флейтах и на других инструментах. С ними приезжает гитарист Юлиус Хейккиля, известный по воссоединённому Йормой Sound & Fury и раннему составу Kaski. В некоторых песнях к ним присоединится и Янне Туоми – он участник полного состава Lekkujad. Этот ансамбль, дебютный альбом которого вышел в этом году, вырос из дуэта Оланто и Тапио.

http://www.lekkujad.com/

Jorma Tapio & Janne Tuomi

Дуэт Йормы Тапио с одним из наиболее востребованных в Финляндии мастеров игры на ударных инструментах, как во фри-джазе, так и в академической музыке, – Янне Туоми. В их музыке, однако, тоже слышны этнические влияния (а внимательный слушатель вспомнит, что они были заметны и в концерте Jorma Tapio & Kaski). Дебютный альбом дуэта Тапио-Туоми вышел на лейбле Karkia Mistika Records в прошлом году.

http://www.jormatapio.com/tapio--tuomi-duo.html

Выставка плакатов:

  • ESH GRUPPА, группа ШТАБ /руководители Николай Шток и Евгений Табориский/
  • группа РАФИНАД /руководитель Юрий Гулитов/,
  • Школа дизайна РАНХиГС / Григорий Горшков, Катерина Грушка, Дарья Синюхина, НИД/
  • Печатные технологии ESH PRINT

Благодарим за поддержку фестиваля:

  • «Рустамушки Интернешнл» и лично Рустама Сулейманова
  • Агентство «Длинные Руки»
  • Дизайн группе «Ostengruppe»
  • Японский Фонд в России
  • Литовское Посольство в Москве
  • Фонд содействия музыке «MES» (Финляндия)
  • Центр содействия искусству «TAIKE» (Финляндия)

Числа – это вещи. И другое…

(14-й Фестиваль «Длинные Руки», культурный центр «Дом», 14-17 ноября)

Фестиваль, изначально посвящённый памяти Николая Дмитриева, основателя «Дома» и (вместе с Сергеем Курёхиным) лейбла «Длинные Руки», в этом году проходит под знаком тройного юбилея. 70 лет исполнилось Вячеславу Гайворонскому, и двум Владимирам – Тарасову и Чекасину. «210 на троих», – как сформулировали это организаторы Фестиваля – вдова Дмитриева – Людмила и молодой (но уже не начинающий) продюсер Александр Пантюшков. Кроме того, что есть нечто безусловно жизнеутверждающее (чтобы не сказать по-афроамерикански – jubilee), основанное на ещё африканской по происхождению джазовой традиции : по дороге с кладбища похоронная процессия превращается в карнавальную. Так или иначе, но через увлечение джазом лежал путь Николая Дмитриева – между прочим, математика по образованию, преподавателя начертательной геометрии в ВУЗе – ко всей остальной музыке. И вот отнюдь не «странное сближение»: музыкально-философский трактат «У врат храма» юбиляра Гайворонского начинается с апологии чуть ли не пифагорейской «гармонии сфер» – как математики: «…Служение музыке, как и его естественный долг перед прошлым и будущим, является основным качеством, подсознательно познающим и насыщающим число». Впрочем, как тут не вспомнить Арнольда Шёнберга, говорившего о себе и Игоре Стравинском: «Для нас обоих числа – это вещи».

Словами Шёнберга, наверное, можно было бы определить и музыку Гайворонского. Мы поражаемся разносторонности интересов маэстро (ещё и писатель, автор детских сказок), в какой-то момент отдавшего предпочтение медицине вместо того, чтобы получать консерваторский диплом и поехавший по распределению в Кемерово. Этот город Гайворонский и представлял на исторических «Симпозиумах по современной музыке», проходивших в новосибирском Академгородке в конце 1970-х (в дуэте с покойным барабанщиком Борисом «Бобом» Подлипьяном). Вот ещё пересечение: во время выступления у Подлипьяна то ли развинтилась, то ли обломалась стойка под тарелкой (или хай-хэтом?). И зрители увидели, как тут же к барабанщику, не торопясь, своей характерной походкой, приближается его коллега Владимир Тарасов с тарелкой (хай-хэтом?) в руке. Это равносильно тому, как актер вышел бы на сцену в костюме и гриме, но не в своём акте или даже спектакле. Тарасов невозмутимо закрепляет его и так же спокойно уносит ненужное. Уникальное трио – Вячеслав Гайворонский и два Владимира – Тарасов и Чекасин (т.е. 2/3 трио ГТЧ) открывает «Длинные Руки-2017». Чекасин и Гайворонский уже отмечали своё семидесятилетие. И вот «210 на троих». Напомню: больше, чем десятилетие в 1970-80-х гг. «Ленинградский дуэт» (Гайворонский-Владимир Волков) был единственным в нашей тогдашней стране творческим конкурентом «Ганелину-Тарасову-Чекасину» (ГТЧ).

А что музыка? Музыка у них, как и у Стравинского с Шёнбергом, такая, в которой числа – это вещи. Именно поэтому Гайворонский свободно чувствует себя во всей музыке мира. Кажется, на музыкальной карте мира, составленной юбиляром за 4 десятилетия, уже не осталось белых пятен, начиная с хита «Ленинградского дуэта» – «Русских песен» и заканчивая советской попсой (трио с Волковым и Андреем Кондаковым). А между ними – без преувеличения – вся музыка мира. Одно только перечисление опубликованных «проектов» в дискографии Гайворонского скажет всё! Строгие, вполне академические квартеты – и постмодернистский гротеск «вторжений» в Баха, Моцарта и вообще прошлое (и будущее, как уверяет сам маэстро) музыки. Ну вот, например, идея присочинить к Хоральной прелюдии И. С. Баха текст. Но на… китайском языке! Идея, родившаяся независимо от американского пианиста-композитора Юри Кейна, который подобным же образом обошёлся с музыкой Густава Малера. В том числе и не гротескно-ироничное, а вполне «серьёзное» вторжение «Ленинградского дуэта» в японский культурный ареал – «Нецкэ» (так и не вышедшая в записи программа).

Короче, Вячеслав Гайворонский – такая же уникальная в своём универсализме фигура в нашей музыке, какой был в её истории Дмитрий Покровский. И всё потому, что через всю тотальную (от романтической до саркастической) иронию нашего юбиляра просматривается формула «числа – это вещи».

***

Япония – между прочим, последнее, почти романтическое, увлечение (чтобы не сказать больше) Николая Дмитриева и его лейбла «Длинные Руки». И Япония отвечала им взаимностью: через год после смерти основателя «Дома» именно в Японии прошёл «Dom Fes in Japan in the memory of Nikorai A. Dmitriev» (2005). Обратите внимание на это трогательное Nikorai – через “r”! Разве это не доказательство того, что «Никорая» в Стране восходящего солнца знали? Со слуха записывали его имя японскими азбуками (их – две). И в них ни звука, ни буквы “l” нет. На фестивале в токийском клубе «Бадди» были, что называется, все. И в их числе – вокалист Коичи Макигами, артист знаменитого лейбла Джона Зорна Tzadik. Макигами – в чём-то фигура, родственная Гайворонскому – постмодернистский абсурдист-экзистенциалист (исполнитель, фактически – соавтор - главной роли в опере японского ветерана авангарда Юдзи Такахаси «Кафка») – с одной стороны, и знаток этнических культур - от клезмеров до горлового пения – с другой. Регулярно бывает в Туве и на Алтае (т.е. местах, обозначенных Николаем Рерихом – между прочим, либреттистом «Весны священной» Игоря Стравинского – как Шамбала, но об этом – ниже) и, в свою очередь, привозит «горловиков» на свои фестивали. Не говоря уже об обеих столицах – Москве («Глубокая глотка») и Петербурге («АПозиция»). Во время фестиваля «Глубокая глотка» ровно 15 лет назад даже Макигами записал для «Длинных рук» диск с японским аккомпаниатором, с которым его свёл арт-директор «Дома». Творческий метод Коичи Макигами – вокальный театр одного певца-актёра того же амплуа и в стиле постмодернистского «кэмпа», который представляют и Яап Блонк, и Майя С. Ратхе, Шелли Хирш и Наталия Пшеничникова со своей московской труппой «Ла Гол».

***

Евразия

"Течения музыки Африки и Азии странно скрестились в Америке... и преображённые современной цивилизацией, ринулись в нашу жизнь"

Это из эссе человека, который первым привёз джаз в нашу страну из Парижа (где прожил шесть лет), слова поэта. Оно опубликовано было в 1922 году в журнале «Вещь», который издавали в Берлине Илья Эренбург и Эль Лисицкий. В том же году дал два концерта «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». А в 1920 и 1921 году выходят два труда, сформулировавшие принципы так называемого «Евразийства» – «Европа и человечество» Н.С. Трубецкого и сборник «Исход к Востоку». Парнах прожил в Париже шесть лет, заподозрить его в связях с противоположными по взглядам евразийцами было невозможно (да и документов на этот счёт вроде бы нет). Но не знать о них Парнах не мог – их влияние так или иначе затронуло самых главных музыкантов русской диаспоры, тоже придерживавшихся скорее западнических взглядов – и в первую очередь, Игоря Стравинского. Что такое, как не предвосхищение евразийства, весь балет «Весна священная» на либретто Николая Рериха? Не в том, конечно, смысле этого слова, какое вкладывали в него потом сами евразийцы (включая нашего с вами старшего современника Льва Гумилёва).

Вот и Парнах, может, и сам того не ведая, предвосхитил скрещение Африки и Азии здесь, т. е. в стране рериховской Шамбалы. «Длинные Руки-2017» – еще одно этому доказательство. Слева направо: Финляндия, Россия (+Балтия), Япония. Вы же знаете: Финляндия (и по языку) ведь тоже не столько Скандинавия/Европа, сколько – Евразия. Вот лишь один пример, который имеет прямое отношение к Нику Дмитриеву. Он был участником первого и уже легендарного «Всемирного фестиваля мировой музыки и джаза» в Абакане (1989, устроитель А.Н. Баташев, тогда тонко чувствовавший веяния времени, и даже определивший свою виртуальную автобиографию как «большой евразийский роман». Именно в Абакане мы почувствовали, что в европейском (чтобы не сказать – мировом) этническом джазе/роке финны – чуть ли не главные. Группа ветеранов прог-фолк-рока Piirpauke буквально ринулась к нам наводить мосты между Западом и Востоком. Именно благодаря Piirpauke (это, между прочим, карельское название острова посреди Ладожского озера) стало, наконец, ясно, что народные музыканты, скажем, из Техаса и Тувы, Дании и Монголии тогда могли найти общий язык, только если в реакции синтеза участвовал катализатор – джазовая импровизация. За это время world music, конечно, эволюционировала – и в сторону банальной попсы, и в направлении новой музыки. Лучшее доказательство тому – две финские программы Длинных рук-2017 в одном концерте. Как будто специально – в евразийскую тему: этническое воплощение одного и того же коллектива (в границах нового джаза, разумеется) – под названием Lekkujad – с певицей, прирождённой вокальной актрисой (как та же Наталия Пшеничникова) Кристииной Оланто. Опять евразийская связь: и у Кристиины, и у Йормы Тапио корни – из общих с Россией мест – Карелии. Заодно о преемственности: диск Lekkujad «Ищу работу» записывался с участием гитариста Пекки Нюланда (всё из того же Piirpauke). В последнюю минуту выяснилось, что и в финском концерте в «Доме» примет участие гитарист, по новоджазовым акциям «Дома» хорошо известный – Юлиус Хейккиля.

Вдохновитель обоих финских проектов Йорма Тапио у нас тоже хорошо известен. Ещё летом 1991 года я вёл прямую трансляцию концерта легендарной сборной команды финского нового джаза Sound & Fury. (И вспомнил о ней, когда Дмитриев и Алексей Борисов искали название для своего фестиваля авант-электроники и нойза; конечно, это название романа У. Фолкнера «Шум и ярость», в свою очередь позаимствованное писателем из шекспировского «Макбета»). Бессменным фронтменом Sound & Fury был саксофонист Йорма Тапио. И даже через десять лет после смерти основателя сборной, барабанщика Эдварда Весала (он умер в 1999 году), воссоздал коллектив. Но не менее известны собственные «камерные проекты» саксофониста, в частности, дуэт с ударником Янне Туоми. Надеюсь, они воспроизведут хоть что-то из своей программы Matka («Путешествие»), которой гордились бы классики нового джаза – и Джон Колтрейн (вспомните его предсмертные дуэты с барабанщиком Рашидом Али), и Юзеф Латиф, основатель лирического этно-фолк-авангарда. Определение «камерный», впрочем, выбрано с целью напомнить, что Янне Туоми ещё и блестящий исполнитель академической музыки на ударных. Да ещё не забудем про Юлиуса Хейккиля, тоже члена нового состава Sound & Fury.

В общем, 14-й Фестиваль новой музыки «Длинные Руки» – весьма компактный по сравнению со всеми прошедшими, и по количеству концертов, и по моножанровой направленности на новый джаз (за одним исключением – квартетного вечера с академической музыкой юбиляра Гайворонского), собирает всё таких же значительных «симфонических личностей» (определение вдохновителя евразийства Л.П. Карсавина). Но одной Евразией, учитывая афроамериканское происхождение джаза, отнюдь не ограничивается.

Дмитрий Ухов, друг «Дома»

Плакат Игоря Гуровича