Поиск
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Саинхо Намчылак

Карма или просто судьба...

В 1957 году, в год Петуха по восточному календарю, где-то в затерянных степях Центральной Азии, в загадочной стране под названием Тува, в маленьком поселке золотоискателей я родилась в семье сельских учителей.

Родители очень любили в молодости играть на музыкальных инструментах, папа — на семиструнной гитаре, а мама — на мандолине. У отца был мягкий баритон, и он часто исполнял свои песни с любительскими коллективами на различных концертах в Туве.

Проработав некоторое время в начальной школе, в небольшой деревушке, они решили переехать в Хем-Белднри, старое название столицы республики Тува, ныне город Кызыл, с тем чтобы продолжить свое образование.

Вспоминаю, как отец занимался с нами по воскресным дням, учил нас, трех сестер, петь и танцевать, и мама, выглянув из кухни, с улыбкой спрашивала: «Не устали? Может, продолжите в следующие выходные? Ужин готов».

Что же я еще помню о тех временах?

Папа любил в домашней обстановке читать свои НАУМЫ маме и мне, мы были всегда его первыми слушателями и критиками. Он любил вот так, иногда неожиданно, внести корректировку в течение повседневных дел всплеском влюбленности и восхищения.  только теперь понимаю, как сильно он умел любить жизнь и насколько важно было для него иногда таким вот образом делать отступления от обычных ежедневных дел. срочных н неотложных репортажей с мест событии.

 

Это выло в день солидарности женщин. 8 марта 1966 года. По окончании педагогического института отец был назначен политическим обозревателем ТАСС на только что открытом тувинском телевидении. В тот день отец вдохновенно читал нам одну из теч длинных сложных поэм, которые мне тогда совсем еще маленькой девочке, было трудно понять. Я, пытаясь уловить смысл слов в поэме. через окно разглядывала, как светятся в ночи бусинки фонарей на мосту, и думала: «Вот когда я стану большая, как папа, я поеду по этому мосту далеко-далеко и тоже буду читать свои поимы».

Через много лет этой мечте суждено было сбыться.

В 1987 году в тувинском литературном альманахе «Улуг-Хем» вышла написанная мною «Сказка о Чаи-Суу». Это было настоящим триумфом для моего отца. Он показывал своим коллегам по журналистскому цеху маленькую заметку о дочери и сказку, напечатанную а журнале. Гордо заявлял, что свет еще увидит книги его дочери и что его старшая дочь еше сумеет удивить мир своими талантами. Потому что она первенец в семье, то есть ребенок, рожденный первым порывом любви, когда молодые сердца соединяются не в силу семейных уз, а скорее в едином порыве сокровенности первой ночи.

Мне нужно было получить образование, я поехала в Москву и на некоторое время совсем отдалилась от моих литературные поисков. Жизнь в столице завертела, закружила, я родили дочь и поступила в музыкальное училище. Окончив Музыкальное училище имени Ипполитова-Нванова. я продолжила образование в Гнесенском институте в Москве. Мне было интересно тогда  заниматься поиском редких этнографических материалов, изучать научные работы и книги об архаической культовой музыке в древнейших традициях народов Сибири, и также о различных видах традиционного горлового и обертонового пения у народов, проживающих в Центральной Азии, Именно поэтому «география» песен моего первого выступления на профессиональной сиене в 1986 году состояла из песен народов Сибири: нганасан, ительменов, коряков, нивхов, тофаларов, нанайцев, бурят, тувинцев и русских и представляла собой некий калейдоскоп давно забытых, древних мистерий, синкретического искусства исполнения песен.

Прошедшее в 1986 году с огромным успехом выступление на Всероссийском конкурсе исполнителей народной песни в Краснодаре имело большой резонанс. Я получила вторую премию и специальную премию имени Ирмы Яунзем. В 1987-1988 годах мне в группе с другими артистами посчастливилось представлять мое искусство в Испании, Канаде, Америке, Австралии, Филиппинах, Новой Зеландии. В это же время я начала интересоваться и часто играть с музыкантами, исполнявшими импровизационную музыку, в которой мне было очень интересно смешивать древние традиции с экспериментальной основой импровизации.

 

 

 

все было покрыто слоем только что выпавшего пушистого сне га, сверкавшего на ярком солнце как бриллианты, которые обрамляли хрупкую красоту распустившихся магнолий. Вся зелень, цветы, дома, улицы были покрыты снегом. Отча, высочайшая гора недалеко от Шаибса сверкала на фоне ослепительного голубого неба, и мне казалось, что горы приветствовали нас беззвучным гимном радости любви.

Мы жили очень дружно. Георг очень трогательно относился к моей дочери, с 1991-го но 1991 год мы вместе организовывали джазовые мини-фестивали и концерты в Туве. приглашали музыкантов из Австрии, Швейцарии, Германии, устраивали встречи с местными музыкантами, а также проводили уроки импровизации для детей. И  в обшем, жизнь была очень насыщенной и интересной во всех отношениях.

С рождением внука в 1999 году у меня опять появилось время и интерес что-то написать. Вот так родились стихи и литературные зарисовки, собранные в этом сборнике.

Я хотела бы посвятить этот первый сборник стихов памяти моего отца Намчылак Окан-Оола Кыргысовича. писавшего свои статьи и стихи под псевдонимом "Виталии Ейхем". Спасибо, пап! Вот я и доросла до твоей мечты издать книгу.

 

 

Саинхо Намчылак 18 августа 2005. Майский Плёс, Красноярск

Р. S. Некоторые тексты на русском и тувинском языках уже были изданы за рубежом на фирмах грамзаписи. Необходимо отметить, что я пишу не только на русском и тувинском, но и на английском языке, а также работаю в направлении экспериментальной поэзии и саунд-перформанса.

 

Перечислять все экстравагантные и любопытнейшие как с музыкальной, так и эстетической точки зрения проекты, в которых Саинхо принимала непосредственное участие, было бы бессмысленно. Ибо их – бесчисленное множество. Это выступления с авангардной группой «Три О» в начале 90-х годов. Это и совместная с Иваном Паркером (Evan Parker) запись альбома в мае 1996 года в Music Gallery Торонто. Перформансы с Бачем Моррисом (Buch Morrise), Недом Ротенбергом (Ned Rothenberg), Андреасом Волленвайдером (Andreas Vollenweider), с которым был выпущен совместный альбом “Book of Roses”. Это и участие в международной акции “Multivoice Tuva” в 1996 году в Москве вместе с Владимиром Чекасиным (sax), Михаилом Жуковым (perc), Даниилом Крамером § и американским перкуссионистом Джэйсоном Ханом (Jason Khan).

 

Саинхо
(работы)
САИНХО & ОРКЕСТР МОСКОВСКИХ КОМПОЗИТОРОВ - ДАР

Новый оркестровый джаз с участием тувинской звезды авангардной вокальной музыки Саинхо. Оркестр Московских Композиторов представляет собой коллектив из лучших новоджазовых музыкантов бывшего СССР, который играет новую музыку, используя сочетание современной импровизационной музыки с русскими и среднеазиатскими фольклорными традициями, которые объединились для создания уникального оркестрового звука.

Путь: Главная / Каталог

   
  нет в наличие


ФЕСТИВАЛЬНЫЙ СБОРНИК - ПО КОВРУ

Фестиваль ориентальной культуры

Путь: Главная / Каталог

  Цена: 270 руб.
 в корзину


ЭТНА

фестиваль «ЭТНА» в Саду Эрмитаж 2003

Путь: Главная / Каталог

  Цена: 270 руб.
 в корзину


ХАРМС-10 - СЛУЧАИ

«…Будучи по натуре экспериментатором, Хармс наверняка сам был бы весьма воодушевлен идеей быть помещенным в ряды экспрессивно-свободно импровизирующей секции деревянных духовых в оркестре. Как он сам когда-то заявил “настоящее искусство стоит бок о бок с первоначальной реальностью. Оно создает мир и является его первым отражением.”
Владимир Миллер

Путь: Главная / Каталог

  Цена: 270 руб.
 в корзину


ОРИОН КАП - ПОСЛЕДНИЕ ЗВУКИ ПОСЛЕДНЕГО КУБКА

Семплер, включающий новую импровизационную, новую компонированную и электроакустическую музыку

Путь: Главная / Каталог

  Цена: 270 руб.
 в корзину


Тувинская народная музыка - НАВЕРНОЕ, ВЕТРЕННО В ОВЮРЕ...

Традиционная тувинская музыка (полевые записи)

Путь: Главная / Каталог

   
  нет в наличие


Список работ 1 - 6 из 6
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец

Отсортировано по релевантности | Сортировать по дате