Поиск
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Колдовство среди "Макдональдсов"

Композитор Владимир Мартынов подобрал
музыкальный ключ к поэзии Велимира Хлебникова.

Каждый, даже однозначно массовый процесс, обречен на тупик, если не оснащен неким культурным такелажем. Ныне много говорят о глобализации как основном вызове нового столетия, но почему-то никто не задается вопросом, как на сей очередной проект всемирного равноправия отреагирует искусство. А ведь вызов артистической братии брошен серьезный. Отвечать на него можно по-разному. К примеру, громить "Макдональдсы" как ненавистный символ всеобщей унификации. Или же просто продолжать спокойно делать свое не показное и уникальное дело. Так, как поступает знаменитая скрипачка, исполнительница барочной музыки, уроженка Харькова Татьяна Гринденко.
Пути украинской культуры и, соответственно, одаренных украинцев воистину неисповедимы. Впечатляющее тому доказательство - компакт-диск "Ночь в Галиции", созданный при участии ансамбля Татьяны Гринденко Opus Posth. Фирма "Длинные руки", его выпустившая, столь же необычна, как и ее продукция, а потому стоит сказать о ней несколько слов. У ее истоков стоял гениальный хулиган и баловник муз Сергей Курехин, кстати, и придумавший ее невероятное имя. То, что выпускают "Длинные руки", укладывается в неологизм "антимейнстрим". Здесь приветствуется музыка по краям массовых интересов, любые вещи, обладающие специфическим и небывалым звучанием: композиторский минимализм, электронные эксперименты, горловое тувинское пение, ритмы африканских племен, джазовые медитации. Одно из первых мест в изысканном списке "Длинных рук" занимает музыка, исполненная ансамблем Татьяны Гринденко. Выступает она и как дирижер, помогая воплощать сложнейшие хоровые опусы одного из самых глубоких современных русских композиторов Владимира Мартынова.
Одна из их последних работ - альбом "Ночь в Галиции" - музыкально-хоровая интерпретация одноименной поэмы великого поэта-"6удетлянина", футуристического Председателя земного шара Велимира Хлебникова. Наполненный необычными созвучиями и очарованием древнеукраинской мифологии, текст поэмы весьма сложен для музыкального истолкования. Владимиру Мартынову оказалось под силу сочинить сложнейшую партитуру, органично соединив музыку с божественной заумью Хлебникова. Буквально с первых звуков здесь воцаряется атмосфера дивного архаического действа, где перечат друг другу голоса невиданных существ, где, кажется, оживают сами духи природы. Сердито прорекает леший, пронзительно перекликаются русалки, ветер читает заклинания... Звукопись, созданная композитором, действительно кажется похожей на особый, завораживающий ритуал, вызывающий древнейшую эпоху с самой глубины человеческой памяти. Ну а если вернуться к первоначально помянутым актуальным материям, что ж, именно в своевременности диск "Ночь в Галиции" даст сто очков вперед любому урбанистическому новоделу. Ведь такая музыка требует не просто тишины, но и состояния особой сосредоточенности. Требует той самой паузы, которую все мы, глобальные, себе почему-то не считаем нужным позволить. А ведь одна ночь в заколдованной стране Галиции стоит того.

 

Автор:  Дмитрий ВАЛДЕС
Дата:  12-18 июня 2001 года
Источник:  Столичные Новости, №22

Возврат к списку новостей